Армейские мечи кю-гунто

Образцы уставных армейских кю-гунто (и, возможно, кю-гунто старшего офицерского состава полиции)

 

Название кю-гунто состоит из трех японских иероглифов: кю (прото-, первый), гун (военный), то (меч) — и означает «первый боевой меч», однако кю-гунто вовсе не был «первым». Поскольку такое наименование принято на Западе, мы сохраним его и в этой книге. Вероятнее всего, у этого меча в свое время вообще не было специального названия, а просто стоял год введения или типовой номер. Наверное, его можно рассматривать как «первый универсальный армейский меч», так как он вытеснил офицерский меч ок. 1871 г., а также все образцы ок. 1877 г. (лишь кавалеристам была предписана своя особая модель).

Армейский кю-гунто был введен 24 ноября 1875 г. для всего офицерского состава. 6 июля был утвержден унтер-офицерский образец и модифицирована модель младших офицеров. Кю-гунто стал самым распространенным типом меча во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и оставался таковым вплоть до 1934 г., когда был санкционирован образец син-гунто. Однако многие офицеры, отдавая предпочтение кю-гунто, продолжали его носить до самого конца Второй мировой войны, хотя как боевое оружие этот тип меча, может быть, и не пользовался популярностью (см. раздел «Морские кю-гунто»). Его парадная версия была представлена значительно более легкой парадной саблей.

Рукоять, за исключением гарды, идентична мечу полиции (офицеров?) образца ок. 1877 г., который, будь он введен позднее, мог бы считаться производным от кю-гунто. Узкие гарды трех моделей офицерских мечей имеют на лицевой стороне по две ажурных панели с изображением листвы и цветов вишни типа кадосакура. Все они идентичны гарде парадной армейской сабли и совпадают с ней по размерам. Унтер-офицерская версия снабжена гладкой цельной гардой. Модели для младших офицеров, полевых командиров и генералов имеют рукоять, спинка которой закрыта фигурной металлической пластиной. Ее округлые выступы простираются на боковые стороны, образуя так называемые щечки, украшенные изображением кадосакуры. Однако мотив сакуры присутствует и на щечках полицейских мечей. Детали оправы рукояти не маркированы, но у некоторых образцов на оборотной стороне гарды имеется похожий на лиру штамп токийской компании Суя.

Рукоять обычно покрыта белой самэ с пошаговой обмоткой латунной проволокой. Среди вариаций — покрытая лаком и полированная белая самэ, черная самэ, черная шагрень, и в исключительно редких случаях встречается рукоять из черепахового панциря, хотя последний вариант ограничивается мечами генералитета. Длина рукоятки различна и зависит от требований владельца, а также от особенностей хвостовика клинка. Воинское звание определяется по декору спинки рукояти следующим образом.

Унтер-офицеры. Образец 1886 г. — Спинка, верхняя панель (головка) и щечки рукояти гладкие; гарда цельная, гладкая. Очень редкий. (Нет ни одного описанного образца.)

Младшие офицеры (второй и первый лейтенанты, капитан). Образец 1875 г. — Покрытая точечной гравировкой спинка рукояти с гладким верхом. Кадосакура на щечках. Гарда ажурная. Очень редкий.

Младшие офицеры. Образец 1886 г. — Спинка рукояти гравированная; на головке — кадосакура и листья; гарда ажурная. (Ил. 16.) Встречается часто.

Старшие офицеры (майор, подполковник, полковник). Образец 1875 г. — Спинка полностью или почти полностью украшена узорами листьев и кадосакуры. Головка рукояти покрыта точечной гравировкой. Гарда ажурная. Довольно редкий.

Генералитет (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал). Образец 1875 г. — Декор и гарда как у старшего офицерского состава. Рукоять покрыта черепаховым панцирем. Очень редкий. Вышеперечисленные характерные черты декора, определяющие ранг владельца.

В книге «Мечи императорской Японии 1868-1912 гг.» Д. Доусон категорически утверждает, что кю-гунто и парадные сабли с эмблемой хиаси (солнце) на рукояти не являются мечами армейских генералов. Меч разборный: клинок скрепляется с рукоятью традиционным бамбуковым колышком, называемым «мэкуги». Он проходит сквозь отверстие в хвостовике клинка. Тем не менее в образцах с короткой рукоятью или с клинками массового производства изредка встречается конусовидный хвостовик с резьбой на конце, на который навинчивается гайка набалдашника так же, как это практиковалось в монтировке парадных сабель. Всегда присутствует медный или латунный воротник клинка (хабаки). Тип лезвия выбирался владельцем, потому клинок, взятый из старого самурайского меча, мог быть довольно солидного возраста.

В мечах также можно обнаружить» закаленные в масле или выкованные вручную гэндайто, относящиеся к тому времени, но все они выполнены в традиционной форме синоги-дзукури. Найден кю-гунто с клинком периода Сева, у которого сэппа загнута на 3 мм в сторону лезвия. При вхождении клинка в ножны она закрывает устье сверху и становится дополнительным элементом фиксации меча.

Деревянные ножны, обитые листовой сталью, являются нормой для мечей данного типа. У них могут два обруча с подвесными кольцами. Нижняя обоймица, если таковая присутствовала, была подвижная и могла скользить по оковке ножен. Во время полевой службы предусматривалось предохранение ножен: их либо обертывали легко снимаемым полотнищем ткани, либо помещали в коричневый кожаный походный чехол, который закрепляли с помощью клапана на одной или двух кнопках. Нет ни одной фотографии, свидетельствующей об использовании деревянных ножен в полевых условиях во время Русско-японской войны. Такие ножны, обнаруженные на мечах кю-гунто, относятся к периоду Второй мировой войны. Подвешивание осуществлялось на кожаных ремнях или цепях.

Меч удерживается в ножнах с помощью пружинящей скобы, сцепленной с пазом на устье ножен. Приспособление приводится в действие нажатием кнопки, которая выступает на муфте в основании рукояти (фути) на оборотной стороне меча. Дополнительное крепление можно встретить в ножнах, помещенных в кожаный чехол. Здесь оно представляет собой кожаный ремешок, приклепанный или пришитый к чехлу с тыльной стороны меча. Этот ремешок пропускается между дужкой эфеса и рукояткой и пристегивается на кнопке к лицевой стороне кожаного чехла. Когда возникала необходимость в предохранении рукояти, ее обматывали белой материей или бинтом. Такое покрытие легко снималось. Другим способом защиты был кожаный рукав, который, по всей видимости, крепился на шнуровке. Он закрывал рукоять, оставляя снаружи дугу эфеса и гарду.

Качество изделий варьируется в зависимости от финансовых возможностей и вкуса владельца. Наиболее распространенным дополнением уставного декора является личный мон (фамильный герб), который воспроизводился на маленьком серебряном диске, прикрепленном к спинке рукояти. Однако его могли выгравировать прямо на накладной спинке или головке рукояти. Иногда добавляли выполненные на серебре фамильные иероглифы.

Темляки в основном определяются по черно-белым фотографиям того времени. Таким образом, окраска генеральских темляков не вполне понятна, скорее всего они были золотого цвета.

Существуют варианты этого типа меча. Действительно встречаются армейские кю-гунто, подлине равные вакидзаси. Общая длина меча в ножнах достигала примерно 610 мм (241). Стальные ножны имели два обруча, однако нижний не снимался. Клинок принадлежал к традиционному типу вакидзаси ручной ковки, а рукоять была покрыта черной кожей ската (самэ). Можно только предполагать, что он играл роль парадной сабли, но подобные клинки обычно встречаются только в кю-гунто полных размеров.

Размеры очень разнятся. Диапазон различий следующий: общая длина меча в ножнах 893-1045 мм; общий вес 48-64 унции; длина клинка (от гарды) 536-647 мм; максимальная ширина клинка 26-28 мм; длина рукояти (отгарды) 168-200 мм, максимальная — 273 мм; длина ножен 720-795 мм; вес меча (без ножен) 28-44 унции.

Сын мог носить клинок отца, но мог ли он сохранять прежнюю оправу, остается неясным. После введения син-гунто в 1934 г. кажется маловероятным, чтобы младшему офицеру, к примеру, разрешали носить кю-гунто отца, закончившего службу в звании старшего офицера или генерала (даже с кистями темляка, окрашенными в соответствующий его рангу цвет). Однако можно опровергнуть это предположение. Вместе с тем офицер мог продолжать носить собственный кю-гунто независимо от регламентированного декора оправы, ограничиваясь прикреплением к нему темляка син-гунто положенного его званию цвета. Так, можно встретить кю-гунто младшего офицера с темляком син-гунто, который предназначался для военнослужащих старшего офицерского состава, но не наоборот.