В разгар Второй мировой войны производилось порядка 30 тысяч мечей в год, а в конце — число сократилось до восьми тысяч.
Исокити Ватанабэ — выдающийся мастер по изготовлению мечей, глава Токэн Танрэн-кай (ассоциация оружейников) в Сэки-мати, Гифу, — продолжает поставлять великолепные мечи, спрос на которые все растет. Ассоциация также предоставляет информацию и дает советы относительно мечей.
Известный производитель мечей
Возросший спрос на мечи, выкованные новым способом, позволил мастерской Сэки-но-Маго-року Токэнсё, которая находится напротив станции Сэки-мати в Гифу, начать массовое производство таких мечей по вполне приемлемым ценам. По соседству с этими статьями напечатана реклама «Сэки Токэн К.К. Лимитед, торговля японскими мечами». Вероятно, это объявление относится исключительно к продавцам оружия, поэтому оно дано отдельно от информации о производителях.
В разгар Второй мировой войны производилось порядка 30 тысяч мечей в год, а в конце — число сократилось до восьми тысяч. После оккупации изготовление мечей было полностью запрещено, однако, говорят, генерал Макартур добился разрешения на изготовление мечей для сувениров военнослужащим союзной армии, чтобы не лишать оружейников работы, пока они не нашли альтернативного занятия.
Действительно, встречаются не подвергавшиеся закалке клинки, датированные 1946 г. О японских мечах, которые солдаты союзников разбирали как сувениры, рассказывали всякие байки, полные мистических тайн. Вот типичный пример: «По преданию, меч, принадлежавший отцу или деду, расплавлялся, чтобы превратиться в лезвие клинка сына или внука».
В военной оправе гунто могут находиться клинки солидного возраста. Это — либо фамильные клинки, приспособленные для военной службы, либо купленные у торговцев. В целом, очевидно, менее 10% офицерских син-гунто имеют клинки, созданные до начала XX в. В ряде послевоенных изданий, как на английском, так и японском языках, содержались утверждения, что во Второй мировой войне не использовались «древние» клинки (т.е. периодов Кото и Синто), хотя японские авторы должны были знать, что это не соответствует истине. В последующих главах дается краткий обзор основных технологий изготовления клинков в 1930-х и 1940-х гг. В их число вошли как традиционные методы ручной ковки, так и массовое производство, а также методики, занимавшие своего рода промежуточное положение и сочетавшие элементы тех и других.
Самые лучшие образцы клинков — это тамахаганэ гэндайто (хотя правильнее было бы назвать их просто «гэндайто», но первое слово мы прибавили для удобства классификации). Следующую позицию занимают гэндайто из заводской стали. Такой термин, строго говоря, не вполне правомочен, поскольку понятие гэндайто предусматривает использование тамахаганэ, но мы сочли уместным остановиться именно на нем, чтобы подчеркнуть использование в этом процессе изготовления и традиционной ручной ковки и закалки в воде.