Ката и кумитэ

В любом виде искусства или науки обязательно существуют школы и направления, которые отличаются друг от друга по каким-то особенным признакам.

 

В боевых единоборствах также существуют деления по географическим, национальным, целевым и другим признакам. Однако в наше время процесс образования новых направлений и стилей приобрёл лавинообразный характер. Наиболее бурно этот процесс идёт в каратэ, где количество стилей, образованных как в Японии, так и за её пределами и без её участия, не поддаётся учёту. Причина подобного явления не только в особенности людей делать одно и то же дело по-разному, приспосабливая его под свой менталитет и анатомо-физические особенности, но и в повсеместной коммерциализации каратэ, превращении искусства в доходное дело. Там, где деньги являются самоцелью, не может быть большого искусства. Для получения доходов дельцам необходимо привлекать массы, в то время как глубина искусства доступна не очень многим. Поэтому большинство «основателей» современных стилей мистифицируют публику, добиваясь одной цели — маркетинговой, т.е. продвижения своего детища на рынке услуг но каратэ. Можно, конечно, предположить, что подобные проявления нужны обществу, как и высокое искусство. Для многих людей важнее форма, чем содержание, желание показать при помощи каких-то средств идентификации свою личную причастность к популярному явлению, чем овладение истинными знаниями через повседневную работу над собой.

Однако здесь я не ставлю задачу социологического исследования причин появления столь огромного количества стилей в каратэ. Меня интересует их практическая и методическая ценность, но для того чтобы разобраться в этом, важно понять, что же такое стиль в каратэ. Часто в обиходе в качестве синонимов используются такие термины, как «школа», «направление», «стиль», хотя это и разные по смыслу слова. Кроме того, практически все стили современного каратэ представляются как обособленные виды единоборства, имеющие особое, только им присущее содержание. Вот такое несоответствие смысла слова в его употреблении и выпячивание несуществующих особенностей очень характерно для современных стилей каратэ. Я уже упоминал о том, что прообразом современного каратэ является окинавское боевое искусство тодэй, сформировавшееся под влиянием китайского кулачного боя и ставшее школой рукопашного боя, которая выделилась в самостоятельное направление по географическому признаку. В свою очередь, взяв за основу двигательную структуру тодэй и придав ей некоторое своеобразие, каратэ выделилось в самостоятельное направление или школу по национальному признаку. Другими словами, каратэ — это обособленное направление на ряду с другими национальными и географическими образованиями, например ушу или тае-квоидо, объединёнными иод общим названием «боевые искусства». Стиль же вопреки честолюбивым замыслам «основателей» не может быть обособленным единоборством, так как стили являются разновидностью выполнения одних и тех же действий. Особенно наглядно это видно в современном спортивном каратэ, где стилевые границы стираются полностью. Средствами нападения и защиты в каратэ являются руки и ноги, и ничего другого стили предложить не могут, иначе это будет уже не каратэ. Поскольку все люди выполняют одно и то же движение по-разному, в силу индивидуальности человека, то, но сути, стилей в каратэ столько, сколько людей, которые каратэ преподают. Каратэ едино, а стиль — это отражение индивидуальности мастера, его профессионального опыта и знаний, это система педагогического воздействия, одна из целей которой обучить искусству ведения рукопашного боя. Сегодня появление новых стилей — это, за редким исключением, не результат обобщения опыта и знаний практикующего мастера, а результат Деятельности профессионально необразованных выскочек, занятых дележом рынка каратэ.

Что же сегодня мы можем услышать о том или ином стиле каратэ? Есть ли принципиальные стилевые отличия, влияющие на уровень мастерства в каратэ? Во-первых, каждое новообразование заявляет о том, что оно самое боевое из всех боевых. В отношении подобных заявлений следует сказать, что бесконечные споры о боевом преимуществе одного стиля перед другим вообщс не имеют смысла, так как оценить прикладную значимость стиля можно только в реальном бою как с вооруженным, так и невооруженным противником. Разумеется, что не каждый автор современного стиля пойдёт на такое испытание, поскольку большинство из них не имеют практического опыта таких боёв, а их системы строятся в основном на умозаключениях и двигательных фантазиях. Во-вторых, все современные стили пытаются доказать свою генеалогическую связь с первоисточником. В этом тоже нет никакого смысла, поскольку каратэ в целом, а следовательно, и все стили имеют косвенное отношение к шаолиньской системе рукопашного боя, но этот факт не даёт никому каких-либо преимуществ. В-третьих, многие говорят о подлинности ката, которые и составляют истинную ценность стиля и являются его секретным оружием. Набор ката и характер их выполнения — это единственное, что отличает один стиль от другого, но даёт ли это какое-то преимущество — вопрос спорный. На мой взгляд, преимущество одного стиля перед другим может дать только грамотно построенное организационно-методическое обеспечение процесса обучения, основанное на опыте мастеров нескольких поколений и достижений современной науки. Однако организационно-методические вопросы в современном каратэ практически не раскрываются, что говорит об отсутствии методологии, а без этого все разговоры о преимуществах недоказательны.

Сегодня стиль в каратэ — это в большей степени юридическое образование, отстаивающее корпоративные интересы, а по сути, интересы круга лиц близких к основателю или главе стиля. Данный интерес не предусматривает быстрого и эффективного обучения и роста мастерства всех последователей, а скорее направлен па их длительное сдерживание в стилевых рамках. Одним из инструментов сдерживания являютсе ката (формальные упражнения), то единственное, что отличает один стиль от другого. В современном каратэ по качеству выполнения ката определяют уровень мастерства единоборца, что само по себе уже странно, так как здравый смысл говорит о том, что главным критерием мастерства в единоборстве может быть только само единоборство. Кроме того, выработать ясные и объективные критерии оценки выполнения ката просто невозможно. Поэтому оценка всегда будет зависеть от субъективных факторов. Что представляют ката по своей сути? Какое место эти формальные комплексы занимают в процессе обучения собственно единоборству? О важности ката пишут и говорят очень много. Из всего этого можно сделать вывод, что с помощью ката формируются навыки ведения реального боя. Однако я не нахожу прямой логической и методической взаимосвязи ката и кумитэ и думаю, что место ката и их значение зависят от цели, которую преследует человек, занимаясь каратэ. Выше упоминалось о том, что в современном каратэ естественным образом определились три направления деятельности — физкультурное, спортивное и прикладное. В спортивном каратэ ката никак не влияют на формирование навыков ведения спортивного поединка, что хорошо известно всем спортсменам. По существу, эти два вида спортивных состязаний лишь условно объединены в рамках одного вида спорта и сегодня вполне могут быть самостоятельными спортивными дисциплинами. В физкультурном каратэ вообще не ставится задача обучения реальному бою. В данном случае ката выполиняют функцию специализированных упражнений, формирующих тело, расширяющих двигательный диапазон и сохраняющих двигательную активность. Если же обобщить все высказывания о прикладной сущности ката, то можно выделить две точки зрения, которые в какой-то степени определяют суть ката. Первая и наиболее распространённая: ката — это имитация боя с несколькими противниками за жизнь, причём бой обязательно заканчивается победой. Вторая и более близкая к истине: ката — это средство отработки приёмов боя. Вместе с тем современные знания о ката не дают ответов на очень важные с методической точки зрения вопросы — какое количество ката необходимо и достаточно практиковать, чтобы сформировать и поддерживать боевые качества, какие ката наиболее эффективны в этом смысле, как собственно их использовать в процессе обучения боевому единоборству? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять изначальную суть и причину появления ката. Основываясь на научном анализе многих из вестных ката, я позволю себе высказать собственную точку зрения на эту тему.

Первоначальные навыки защиты и нападения заложены в психической программе человека и обусловлены инстинктом выживания. Навыки нападения помогали первобытному человеку добывать пищу, а навыки защиты — не быть съеденным. Эти навыки требовали совершенствования, а самое лучшее средство совершенствования приёмов боя, если отсутствует противник, спарринг-партнёр или тренажёр, — это выполнение их в виде формальных упражнений. Можно сказать, что простейшие ката появились на заре человечества. В нашем же случае мы сталкиваемся с особыми, совершенными двигательными структурами, но во многом формальными, поэтому точка зрения, что ката есть имитация боя за жизнь, кажется мне надуманной. Нет оснований полагать, что стандартные формы движений одного участника предполагаемого боя могут служить моделью двигательных взаимосвязей порядка, коими является реальный поединок. Кроме того, имитация — это воспроизведение с определённой точностью чего-нибудь существующего, а воспроизвести то, чего нет, невозможно. Будущий поединок с несколькими противниками невозможно даже смоделировать, так как неизвестны очень многие параметры, а воспроизводить прошлое нет смысла, поскольку оно уже никогда не повторится в том же виде. Формальные упражнения не могут быть имитацией боя, следовательно, ката не имеют столь определяющего значения в процессе подготовки к поединку, как это следует из многих источников и как это принято считать сегодня. Вторая точка зрения, подтверждённая научным анализом двигательной структуры ката, исходит от ряда известных мастеров, которые считают, что ката — это средство индивидуальной тренировки приёмов и действий определённого типа.

Каждое конкретное формальное упражнение представляет собой логически увязанный набор движений, имитирующих отдельные приёмы боя и отражающих индивидуальные особенности мастера, автора этого комплекса. Структура ката и их смысловое содержание (бункай) построены под определённый двигательный тин, индивидуальную энергетику и интеллектуальную сущность конкретного человека. Вот почему не все ката адекватно воспринимаются в процессе их изучения, а лишь только те, которые максимально соответствуют Индивидууму. Каждый раз, выполняя несвойственную своему типу ката, мы как бы надеваем на себя чужую одежду не по размеру, рискуя сломать собственную индивидуальность. В этом есть опасность непродуманного использования ката в процессе формирования мастерства. В легендах об известных мастерах каратэ часто рассказывается о том, что тот или иной мастер всю жизнь практиковал всего одну или дне ката и, как правило, эти ката были авторские. Этот факт подтверждает версию о том, что ката создавались для индивидуального пользования, как средство тренировки и хранения информации. Информация, «замаскированная» в ката и содержащая знания о бросках, болевых и удушающих приёмах, разнообразных ударах, претерпела серьёзные изменения и сегодня представляется в основном в виде замысловатых движений и экзотических перемещений, не имеющих практического смысла. Для того чтобы приёмы, которые заложены в структуре ката, могли быть реализованы в реальном поединке, необходимо использование дополнительного состава средств и методов, помимо собственно изучения движений.

Ввиду очевидного отсутствия логической и методической связи в современном каратэ между ката и кумитэ, неправомочно говорить, что ката есть суть содержания того или иного стиля каратэ. Ката различных стилей каратэ отличает не суть, а лишь характер выполнения одних и тех же движений. С методической точки зрения ката каратэ — это средство формирования двигательных навыков и расширения двигательного диапазона. Используя ката в процессе формирования навыков, следует помнить, что требования по выполнению ката должны быть строго индивидуальны. Безусловно, что есть люди с широким двигательным диапазоном, но как нельзя тенора заставить петь басом, так нельзя заставить человека двигаться вопреки его природной индивидуальности. По своей сути ката не могут быть абсолютным критерием оценки мастерства в единоборстве, но как один из критериев могут показывать двигательные возможности человека. Самым важным критерием оценки мастерства в каратэ является умение использовать приёмы боя не только в демонстрационном, обусловленном поединке, но и в реальном.