Кем были японские самураи?

Японские cамураи — класс общества, с оружием в руках слу­живший аристократии. Впервые слово «самурай» появляется в документе периода Хэйан.

 

Японские cамураи — класс общества, с оружием в руках слу­живший аристократии. Впервые слово «самурай» появляется в документе периода Хэйан.

Самураи

Как подчеркивалось в материалах недавних исследова­ний, японские самураи не принадлежали ни к землевладельцам, ни к вооруженным крестьянам: они изначально были професси­ональными воинами. Центральное правительство в Киото убедилось на собственном опыте во время попыток сломить упорное сопротивление эмиси (эбису), «варваров» с севера Хонсю, что пользы от прежней армии, состоящей из солдат срочной службы, очень мало. «Варвары» были опытными конными воинами, и центральному правительству при­шлось провести реорганизацию войск, чтобы одержать над ними победу. На службу стали нанимать преимущественно выходцев из Канто, славившихся искусством стрельбы из лука с седла.

Почему именно в Канто появились такие ловкие всадни­ки? В VI-VII вв. на Корейском полуострове бушевали вой­ны, в которых косвенным образом участвовали и японские монархи. После падения японской колонии Мимана в 562 г. и династии Пэкче в 660 г. многие жители Кореи бежали в Японию. Приток беженцев был так велик, что правитель­ство Киото, опасаясь усиления влияния чужеземцев, пере­селило их на восточные низменности Канто (ныне окрест­ности Токио). В сообществах эмигрантов нашлись люди, сведущие в разведении лошадей, возможно, даже потомки кочевников Центральной Азии. Нетрудно продолжить мысль и предположить, что именно эти конные лучники были предшественниками моно-но-фу. Гипотезы такого ро­да — удобное объяснение происхождению самураев, однако они не устраняют противоречия, в том числе тот факт, что японские самураи пользовались длинными луками, а не короткими изогнутыми, типичными для азиатских кочевников, и не ез­дили верхом на холощеных жеребцах.

Существует и еще одна, более простая гипотеза того, почему самурайский класс начал формироваться именно в Канто, о которой не упо­миналось. Более 1000 лет назад Канто было далекой восточной окраиной царства Ямато, граничащей с землями эмису, которых вытесняли все дальше и дальше на восток. В случае внезапного нападения варваров, что происходило нередко, было бессмысленно ждать помощи от центрального прави­тельства из-за географической удаленности Канто от равнины Ямато, где тогда находились столицы Японии. Помощь могла прийти, самое ранее, че­рез несколько недель. В таких условиях приграничным властям, крупным землевладельцам Канто приходилось рассчитывать только на собственные силы и организовывать свои «охранные дружины» — самураев.

Документальных свидетельств этой гипотезы М. Курэ не так уж и много. Однако известно, что многие военные кланы киотской аристократии ве­ли происхождение от пленных эмису. Об этом свидетельствовало окончание "бэ" в их фамилиях, указывающее на статус пленных или даже рабов их обладателей в прошлом, например: Аба, Мононобз и т.д.)

В период Нара (710-794) правительство призывало в ар­мию мужчин в возрасте двадцати-тридцати лет, родом из японских провинций, сроком на три года. В каждой провин­ции имелось постоянное подразделение из тысячи солдат и офицеров, называемых «унт», преданных кокуси — губер­натору провинции. Однако эта практика была упразднена в 792 г. (за редкими исключениями) и заменена новой — кон-дэйсэй. Согласно этому нововведению, призванному снять тяжесть воинской повинности с плеч крестьян, от труда ко­торых зависела экономика всей страны, правительство бра­ло на службу юношей из состоятельных семей, опытных на­ездников и лучников.

Были ли эти рекруты предшественниками японских самураев? Ес­ли вспомнить, что первоначально боевая тактика самураев была рассчитана на конных лучников, а до указанного пе­риода упоминании о коннице в японской истории не встре­чается, можно предположить, что именно в таких отрядах, отличающихся от прежних императорских армий, появи­лись первые самураи.

Еще в одном документе говорится о кугуцу — людях, ко­торые странствовали по Японии, подобно цыганам. Вероят­но, они развлекали народ кукольными представлениями и выступлениями гимнастов, а их женщины зарабатывали на хлеб проституцией. Эти странники обладали ценным каче­ством: они умели стрелять из лука и прекрасно держались в седле. Нетрудно вообразить, что командир, ожидающий набегов эмиси, охотно брал кугуцу на службу, но владели ли они длинными луками?

Любопытно отметить, что эмиси пользовались славой прекрасных конников и лучников. Боевые методы войск правительства Киото изменились под влиянием столкнове­ний с эмиси на поле боя, а также в процессе торговли и об­щения. Позднее правительство с помощью пленных или со­юзных эмиси, выступавших в роли наемников, защищаю Кюсю от вторжений китайцев и корейцев.

Продолжая дискуссию о происхождении японских самураев, неко­торые исследователи недавно предположили, что предшест­венниками этих воинов были военные аристократы, состо­ящие на службе у правительства Киото. В поддержку тео­рии создания класса самураев при императорском дворе ученые провели подробный анализ документов тех времен. Действительно, буквальный смысл слова «саму­рай» — «несущий службу». Но не следует забывать, что в Канто и на севере Тохоку разводили отличных лошадей, а где есть кони, там найдутся и искусные наездники. Неудивительно, что вскоре в историю вошли мощные отряды японских са­мураев именно из Канто.

Не помешает добавить, что изучая самурайские доспехи о-ёрои до­казывает: они были изобретены на поле боя, а не в тиши императорского дворца. Многие элементы — содэ (наплечники), нодова (защита шеи), вакидатэ (боковые защитные пластины) и прочие — добавлялись постепенно, защищали все больше уязвимых мест, которые наверняка выявлялись в процессе приобретения боевого опыта.