Мастера ксилографии

Ксилография начиналась со строгих черно-белых оттисков (сумидзури-э)

 

Первым художником, разработавшим технику такой гравюры, был Мо-ронобу (ок. 1683 г.). Его композиций отмечены точным штрихом и полны жизненной правды.

Наряду с многочисленными жанровыми ксилографиями он создавал циклы иллюстраций к классическим литературным произведениям, таким как Гэндзи моногата-ри в 1680 г. или «Образы земель и лесов» в 1683 г. Эти иллюстрации раскрашивались вручную — охрой и желтым. Они пришлись по вкусу ценителям, привыкшим к полихромной живописи или пестрым японским ширмам, и вдохновленные этим художники, каждый по-своему, прокладывали путь к цветной ксилографии.

В то же время другие мастера, например, Сукэнобу (ок. 1710 г.), приверженцы черно-белой ксилографии, заинтересовались повседневной жизнью женщин и изображением эротических сцен (сюнга). А Сутимура Дзихэй (ок. 1690 г.), исповедовавший основательную и строгую манеру, стал первым изображать жизнь актеров и куртизанок.

За ним последовали мастера школы Кайгэцудо (ок. 1715 г.), прославившиеся женскими портретами и крупноформатными гравюрами-картинами. В тот же период Киёмасу, основатель династии Тории, избрал темами своих гравюр сцепы театра Кабуки и его актеров.

Годы 1746-1750 отмечены рождением цветной ксилографии: художникам Тоёнобу и Масанобу удались оттиски розового и зеленого цветов (бэнидзу-ри-э). Так был сделан решающий шаг в становлении японской гравюры. В те же годы Масанобу, работая в технике уруси-э, добавил в палитру ксилографии желтый, коричневый и охряный цвета. Однако потребовалось некоторое время, чтобы это новшество вошло в практику печатного дела. Издатель Уэмура Китиэмэон с помощью приспособления кенто смог одной операцией передать все цвета на одном оттиске. Установленное на стыке гравюрных досок, оно играло роль предохранительного ограничителя для листа бумаги, который очень аккуратно переносился с доски на доску, постепенно заполняясь разными цветами как раз там, где это необходимо.

Харунобу впервые в 1760-1768 гг. использовал этот прием. Он добился такого тонкого и гармоничного сочетания цветов, что его работы стали называть «парчовыми гравюрами» (нисики-э). Этот художник совершил революцию и в тематике гравюры, акцентируя внимание на естественных движениях и повседневной жизни женщин и детей. Его картины восхищали признанных мастеров простой красотой, которую до него не удостаивал своим вниманием ни один официальный художник.