Противоречие между сюжетом о Нинигино микото и опередившим его Ниги толкуется мифологами по-разному.
НИГИ ХАЯХИНО МИКОТО 饒芸日命, 櫛玉饒, 速曰命 — персонаж, входящий в противоречие с одним из основных сюжетов обоих мифологических сводов ― сюжете о схождении с неба на землю Нинигино микото, внука небесных богов, для управления Японией. Как явствует из «Нихон сёки», Н. спустился с неба на землю раньше Ниниги. Согласно «Нихон сёки», мифический первоимператор Дзимму говорит (со слов другого персонажа): «В восточной стороне есть прекрасная земля. Со всех четырех сторон ее окружают зеленые горы. Там, внутри, есть некто, спустившийся с неба на Небесном Каменном Корабле. <…>
Думается мне, что надобно распространить в той земле великие деяния государей, чтобы Поднебесная полнилась [мудрой добродетелью]. Может, это место ― середина шести направлений страны? А тот, кто с неба спустился, может быть, Ниги-хаяхи? Не отправиться ли туда и не основать ли там столицу?»
Далее в «Нихон сёки» Ниги упоминается в том же свитке об императоре Дзимму: император совершает «куними» ― ритуальное оглядывание страны 一 и приводит три восхваляющих страну эпитета, принадлежащих, по-видимому, божествам, наиболее авторитетным для составителей сводов: Идзанаги, Оонамудзино ками и Нигихаяхи-но микото, который, «облетая толщи пустот на Каменном Корабле Неба, увидев эту страну, спустился вниз и поэтому назвал ее "страной Ямато, которую видно с неба» («сорамицу Ямато» ― частый постоянный эпитет в танка «Манъёсю»). Противоречие между сюжетом о Нинигино микото и опередившим его Ниги толкуется мифологами по-разному, наиболее распространенная версия ― что культ Ниги был привезен на острова еще одной, не основной группой военного клана Мононобэ.
Таким образом, Дзимму признает приоритет Ниги-хаяхи. Когда же он, наконец, добирается до тех мест, владетель Нагасунэ-бико сообщает ему, что в незапамятные времена «потомок небесных богов сел на Небесный Каменный Корабль и спустился с неба. Он взял в жены мою младшую сестру. Разве может быть двое потомков небесных богов? И почему, если ты носишь имя сына небесных богов, ты отбираешь у людей их землю?» Дзимму требует доказательств, и Нагасунэ-бико показывает ему стрелу (ама-но хахая) и походный колчан, точно такие же, как у самого Дзимму. В то же время сам Ниги уже знал, что «небесные боги с самого начала собирались только небесному внуку помощь оказывать», и убил Нагасунэ-бико, которому «бестолку было объяснять разницу между Небом и людьми». А первоимператор Дзимму с самого начала знал, что «Ниги ― бог, спустившийся с неба». Ниги в ранних текстах именуется дальним предком рода Мононобэ 一 рода воинов, поддерживавших род императора в его покорении земель.
Далее в «Нихон сёки» Ниги упоминается в том же свитке об императоре Дзимму: император совершает «куними» ― ритуальное оглядывание страны 一 и приводит три восхваляющих страну эпитета, принадлежащих, по-видимому, божествам, наиболее авторитетным для составителей сводов: Идзанаги, Оонамудзино ками и Нигихаяхи-но микото, который, «облетая толщи пустот на Каменном Корабле Неба, увидев эту страну, спустился вниз и поэтому назвал ее "страной Ямато, которую видно с неба» («сорамицу Ямато» ― частый постоянный эпитет в танка «Манъёсю»). Противоречие между сюжетом о Нинигино микото и опередившим его Ниги толкуется мифологами по-разному, наиболее распространенная версия ― что культ Ниги был привезен на острова еще одной, не основной группой военного клана Мононобэ.