Период Эдо

Период Эдо ( яп. 江戸时代,えどじだい , эдо дзидай ) — период в истории Японии с 1603 по 1867 год. Продолжался со времен основания сегуната Токугава до его ликвидации и реставрации прямого императорского правления.

 

Название периода происходит от города Эдо, главной резиденции сегунов и политико-административного центра Японии 17 — середины 19 века. Это время иногда называют периодом Токугава — по имени семьи сегунов. Период Эдо характеризовался относительно стабильной и мирной жизнью японцев на протяжении 250 лет, расцветом самурайской и городской культур, запретом христианства и контактов с Западным миром.

Образование сегуната Эдо

Токугава Иэясу и сегунат в Эдо

После смерти Тоетоми Хидэеси его место занял вассал Токугава Иэясу. Его земли находились в регионе Канто с центральным замком в Эдо. В 1600 году, заручившись поддержкой многих самурайских домов, Токугава разбил в битве при Сэкигахара оппозицию Исидой Мицунари.

В 1603 году Иэясу получил от императора пост великого сегуна — покорителя варваров и основал новый сегунат Эдо с центром в своей резиденции. В 1615 году он уничтожил род Тоетоми и окончательно утвердил свою власть. Время существования этого правительства называют периодом Эдо ( 1603 — 1867 ).

Мощь сегуната держалась на его вассалах — хатамото и гокэнин, а также непосредственно подконтрольных владениях, которые составляли одну четвертую всех земель Японии. Самурайское правительство обладало монопольным правом во внешней политике и чеканке монет. В правление 3-го сегуна Токугавы Иэмицу был сформирован административный аппарат сегуната.

Отношения сегуна и дайме

Самурайские дома, которые имели земли с доходом более 10 тысяч коку, назывались дайме и находились в сюзеренских — вассальных отношениях с сегуном. Между дайме, которых в Японии насчитывалось 300 человек, была установлена ​​иерархия в соответствии с уровнем близости к сегунскому дому — родственники Токугавы ( симпан ), древние вассалы ( фудай ) и новые вассалы ( тодзама ).

Для всех дайме правительство издало "Законы для военных домов», по которым они не имели права без разрешения центра строить замки в своих землях и заключать друг между другом политические браки. Дайме, которые не придерживались этих запретов, лишались своих владений, или переводились в менее доходные районы страны. Для контроля и поддержания финансового контроля над дайме, сегунат создал систему командировок, по которым они должны были через каждый год прибывать в Эдо и жить там в течение года. Кроме этого, по распоряжению правительства, дайме должны были выполнять строительную и военную повинности в пользу центра. Однако, несмотря на такой политический и финансовый груз, дайме имели полную свободу в управлении своими владениями.

Кроме строгого контроля за регионами, сегунат ограничил права императорского двора, превратив его в зависимую от самурайского правительства управленческую систему. За «Запретами императору и куге», правительство Эдо обязывался финансово поддерживать двор, но одновременно ликвидировала его земельные владения в стране.

Внутренняя и внешняя политика сегуната

Зарубежная торговля и «японские городка»

Токугава Иэясу всячески поощрял торговлю. В 1604 году, по его приказу корабли западных дайме и купцов городов Сакаи и Нагасаки, торговавших за рубежом, должны были получать официальные лицензии — грамоты с красными печатями сюин (朱印), чтобы за морем их судна не путали с пиратскими. Лицензированные корабли, называвшиеся сюинсен, активно торговали на Тайване, Макао, и различных регионах Юго-Восточной Азии.

Немало японцев, которые отправлялись за границу, поселялись там, образующие первые японские торговые колонии, «японские города» ниппон-мате (日本町). К началу 17 века количество заморских японцев составляла около 10 000 человек. Наиболее известным среди них был Ямада Нагамаса, получивший от Сиамского короля высокий чиновничий титул.

Ограничение торговли и запрещение христианства

На первых порах сегунат способствовал торговым отношениям с иностранными государствами и приветливо относился к христианству. Благодаря этому казна правительства пополнялось, а количество японских христиан росло. Однако противостояние европейских стран на японском рынке, а именно безосновательные доносы и обвинения протестантских Англии и Голландии в адрес португальских и испанских купцов в попытках завоевать Японию, через распространение христианства, заставили самурайские дома пересмотреть свой ​​внешнеполитический курс. В 1617 году, сегунат издал запрет на исповедание христианства и прибытия испанских судов в Японию. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых лодок из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться обратно в случае пребывания заграницей.

Восстание в Симабара и политика сакоку

В 1637 году, на острове Кюсю, полуострове Симабара, вспыхнуло восстание местных крестьян-христиан через жестокие гонения из за веры и непомерные поборы властей. Лидером выступления стал 15-летний самурай Амакуса Токисада. Напуганный размахом и успехами повстанцев, сегунат выслал против них 120 тысячную армию и смог истребить их только через год. События на Симабара подтолкнули правительство ускорить реализацию своего анти-христианского курса. Была установлена ​​система пререпеси населения в местные буддистских храмах, по которой все японцы в принудительном порядке должны регистрироваться в «журналах обновления веры» при региональных храмах, а во время командировок или переездах получать от них справки, о своей принадлежности к буддистской общине.

В 1639 году (16 году Канье) сегунат запретил португальским судам прибывать в Японию. Из всех европейских стран только Голландия, флот которой помог в подавлении христиан Симабара, получила разрешение самурайского правительства на торговлю. Японские власти переместили голландскую факторию с Хирадо до искусственного острова-резервации Дедзима в Нагасаки.

Такая политика сегуната направлена ​​на ограничение торговли, контактов с Западом и выезда японцев за границу получила название Сакоку — политика «закрытой страны». Ее главной целью было стабилизация власти самурайского правительства через искоренение христианства в Японии. Частично изолировав страну, сегунат продолжал торговлю с азиатскими странами и Голландией, но под своим пристальным монопольным контролем.

Международные отношения во времена «изоляции»

Торговля в Дедзима

Дедзима в Нагасаки служила центром торговли с Голландией. Ее корабли привозили в Японию шелковые нити, ткани и книги из Китая, а также часы и учебники из Европы. Японцы экспортировали сначала сырье — медь и серебро, а впоследствии начали вывозить керамику имарияки. Сегунат обязал председателя голландской фактории составлять «Описания нравов Голландии», благодаря которым узнавал о событиях заграницей. Хотя голландцы монополизировали торговлю Японии с Европой и Китаем, купцы последнего иногда прибывали в Дедзимы.

Отношения с Кореей, Рюкю и Айнами

При жизни Иэясу были восстановлены отношения с Кореей, что прервались после вторжение армий Хидэеси в эту страну. Японию начали регулярно посещать корейские посольства, которые знакомили островитян с достижениями корейской культуры. Центром торговли между обеими странами стал японский остров Цусима, владение рода Со. По разрешению корейского правительства около 500 купцов этого острова имели свою факторию в южнокорейском городе Пусан.

В начале 17 века самурайский род Симадзу из владений Сацума-хан завоевал королевство Рюкю, заставив тамошний монарший род Се стать вассалом сегунов Токугава. Японцы сохранили древний, но формальный вассалитет Рюкю от китайской империи Цин, используя королевство как посредника в японско-китайской торговли. Центром японско-рюкюских отношений стала провинция Сацума.

Торговлей и обменом с айнами «Землями Эдзо» ведали власти владений Мацумаэ-хан на юге Хоккайдо. Основными товарами экспорта айнов были морепродукты и кожи животных. Поскольку айны торговали также на северо-востоке Китая, через них в руках японцев попадало немало китайских товаров, особенно ткани и одежда который получил название «айнской парчи». Японцы не всегда торговали честно, что было причиной ряда айнских восстаний. Самым мощным из них было выступление под руководством Сякусяина.