Сунобэ абура яки-ирэ то

Среди образцов, закаленных в масле, сунобэ абура яки-ирэ представляет собой самый распространенный тип.

 

Этот термин буквально переводится как «вытянутый и кованый, закаленный в масле», что означает вытянутый, выкованный и закаленный в масле клинок. 


Среди образцов, закаленных в масле, сунобэ абура яки-ирэ представляет собой самый распространенный тип. К нему относятся клинки из стали фабричного производства сунобэ (выкованные и вытянутые, но не фальцованные стальные болванки) с закаленным в масле лезвием (якиба). Обычно они имеют хамон типа ниои, но волокнистая текстура (хада) не заметна. Внешне их трудно отличить от клинков хан-танрэн абура яки-ирэ, хотя они более низкого качества и часто именуются «Сёва-то» (мечи периода Сева). 

Однако существует одна разновидность сунобэ абура яки-ирэ, у которой на глаз можно заметить текстуру поверхности (зерна или волокна), а также ниои, области, состоящие из ко-ниэ (маленькие ниэ), и даже сунагаси, т.е. присутствуют те признаки, которые являются отличительными и даже идентифицирующими чертам гэндайто. Гэри Перкисс пишет: 

«На поверхности некоторых из этих клинков можно увидеть то, что легко принять за волокнистую структуру, но при более тщательном обследовании можно обнаружить, что линии окисления между слоями металла нет, а такая особенность должна появляться на клинке при сварке ковкой. Необходимо помнить, что не вся западная сталь чужда подобных эффектов. То, что кажется волокнистой или зернистой структурой, на самом деле является амальгамой, состоящей из высоко- и низ-коутлеродистых сталей. Она подобна кристаллической структуре индийской дамасской стали, но образуется в плавильне, а не в кузнице. Когда эти клинки закаляют, на них не появляются дзи-ниэ, ара-ниэ или нормальные ниэ. Иногда на границе хамона видны очень маленькие ко-ниэ, реже появляются тонкие сунагаси, но они никогда не проникают в хамон глубоко. Эти клинки всегда имеют очень блестящую поверхность, какую не найти даже на клинках из западной стали, которые были выкованы традиционным способом» (Информационный бюллетень Общества японских мечей в США). 

Таким образом, волокна — всего лишь поверхностный эффект, получившийся в результате литья и связанный с образованием амальгамы из двух сортов стали с высоким и низким содержанием углерода. По мнению Хань Вин Сюна, наличие ко-ниэ и сунагаси тоже является совпадением и объясняется спецификой использованной стали. Такие черты могут сбить с толку коллекционеров, которые, естественно, по ошибке принимают подобные клинки за гэндайто. 

Масштабы применения машинной формовочной ковки, судя по всему, были различны. Главным образом это зависело от мастерства и приемов работы кузнеца. Большинство клинков, очевидно, изготовлено в индивидуальных кузницах или маленьких кооперативах, а не на сборочном конвейере арсеналов.

Широко практиковались также упрощенные технологии производства. В письменных источниках встречаются также упоминания о таких разновидностях мечей, как: «Син-ан токкё Нихонто» (новые запатентованные японские мечи), «Ру-цубо ко сэйсаку син Нихонто» (новый японский меч, сделанный из тигельной стали), «Ниппон то-кусё токэн» (специальные японские мечи), «Токкё гунто» (запатентованные армейские мечи), «Дзи-цуё-то» (практические мечи) и т.д. Всели они принадлежат к разряду абура яки-ирэ, неизвестно.