История кендо

Для того чтобы понять кэндо, необходимо проникнуть в прошлое этого древнейшего искусства.

 

О том, что представляло собой это воинское искусство до XIV века, сейчас сказать затруднительно, так как практически нет никаких источников, однако можно с уверенностью говорить, что искусство владения мечом было создано вместе с самим мечом. Собственно о мече порой встречается очень много упоминаний в исторических литературных памятниках Японии. Очень давно, как и многое другое, меч был заимствован японцами у китайцев. Из Китая также была заимствована церемония преподношения меча верховному правителю. В древней Японии меч стал считаться символом императорской власти. Императору вручали «три божественные регалии»: зеркало, меч и подвески из яшмы. Японцы верили, что меч имеет магические способности и будет защитить от всех невзгод. Меч стал одним из объектов поклонения во многих японских храмах. Позже меч обрел другой статус, он стал душой самурая, символ мужества и доблести.

Древний японский меч (кэн) был очен похож на старинные китайские мечи, т. е. имел обоюдоострую заточку и был прямым. Позже его форма была изменена — меч стали затачивать только с одной стороны, а лезвие стало немного изогнутым. Особенно были в почете кузнецы, которые не просто ковали меч, а делали магические действия при этом, что должно было гарантировать изгнание злых духов. Про японский меч говорили: «острый, не ломающийся и негнущийся как бритва». Катану (это еще одно название меча по-японски) его ковали из многочисленных слоев металла, настилая их друг на друга. На один японский меч у мастера уходило примерно до двух-трех лет напряженной и тяжелой работы. Низкоуглеродистый металл, скованный с высокоуглеродистым, приобретал повышенную твердость и вязкость.

Самураи носили с собой два меча — короткий и длинный — и кроме них никто не имел права носить их. Длинным мечом обыкновенно нападали, а коротким защищались и делали харакири. Длина большого меча поначалу была разной, в зависимости от привычки воина, однако постепенно был выработан оптимальный стандарт. Никто не смел прикасаться к мечу воина, а самурай при входе в дом высшего по рангу обязан был оставлять свой меч на специальной подставке. Обнажение меча в доме господина или даже равного по происхождению считалось оскорблением, и за это могли убить на месте либо приговорить к харакири. Самурай никогда не расставался со своим мечом— дома он стоял на самом почетном месте, а ночью лежал у изголовья. «Каждый, кто имеет право носить меч, должен помнить, что меч — это его душа, и он должен расстаться с ним только тогда, когда расстанется с жизнью. Того, кто забудет о своем мече, ждет наказание», — приказал в своем завещании великий сёгун Токугава Иэясу.

Естественно, что с момента изобретения меча разрабатывались и исследовались различные способы его эффективного применения. На заре своего существования кендо рассматривало в качестве своей главной задачи убийство врага в поединке, т. е. функция меча была довольно примитивной. Это не мешало, однако, воинам Ямато (так в древности называли Японию) изобретать многочисленные приемы владения мечом. Поскольку это искусство помогало древним японцам покорять другие народы, то естественно, что меч стал пользоваться колоссальным уважением и был обожествлен. В некоторых легендах о богах рассказывается, как хороший бог поражает плохого искусным приемом меча.

Когда император Камму перенес столицу в Киото, в северной части своего дворца он повелел построить тренировочный зал. В нем постоянно шлифовали искусство владения мечом воины. Каждый год 5 мая император Японии присутствовал на соревнованиях по кэндо, выступить на которых считали великой честью все витязи. Победители получали право украсить свой дом особым знаком. Говорят, что отсюда берет свое начало праздник мальчиков, ежегодно отмечаемый 5 мая в Японии. В этот день в домах, где есть мальчики, на высоких шестах вывешивают карпов, сделанных из шелка. Карп в Японии с давних времен почитается как символ стойкости и мужества.

Приблизительно с середины периода Хэйан (около X века) вместе с расцветом класса воинов (буси) была отброшена китайская техника владения мечом и стала развиваться исключительно японская. Она постоянно изменялась и совершенствовалась. Новые приемы изобретались нередко прямо на полях сражений. С наступлением периода Камакура (1192 год) кэндо, поощряемое правительством, расцветает: С середины периода Муромати (приблизительно с 1450 года) японское искусство фехтования вступает в свой золотой век. Именно в этот период возникают всевозможные школы и течения, и кэндо приобретает практически современный вид.

Почему именно на этот период приходится столь бурный расцвет кэндо? Этому были свои причины. Период Муромати характеризуется долгими и многочисленными войнами между княжествами, и для того чтобы продвинуться по службе, сделать карьеру, было необходимо изучать воинские искусства, в том числе и в первую очередь кэндо. Мечом было необходимо владеть и просто для того, чтобы выжить в то жестокое время японской истории.

Однако кэндо все же культивировалось среди знати, а простые самураи имели мало времени оттачивать свое воинское искусство, так как всю свою жизнь проводили в битвах и походах. В кровавых схватках больше ценились грубая сила и выносливость, чем тонкое искусство и ловкие приемы.

Одной из самых представительных школ кэндо стала школа Тюдзё-рю, основанная Нагахидэ Тюдзё. Семья Тюд-зё на протяжении нескольких поколений служила верховным правителям страны. Например, знаменитый сёгун Ёсй-мицу Асикага (1358—1408 годы) стал горячим поклонником школы Нагахидэ, и ее основатель получил титул «великого мастера фехтования».

С возникновением школ все самураи стали стремиться овладеть лучшими приемами кэндо, чтобы слыть признанными мастерами. Это позволяло им стать вассалами великих правителей и, следовательно, получать большое жалованье и жить в роскоши. Нередко, когда самурай достигал верха совершенства, он уходил в отставку и открывал свою собственную школу фехтования. В таких школах обязательно были додзё (залы для кэндо), и учителя учили встречать противника хладнокровно, сжимая обеими руками меч, правая нога впереди, левая сзади. Особенное внимание уделялось тренировкам духа, так как нужно было на расстоянии морально сломать волю противника и заставить его сделать первый шаг и раскрыться. Поэтому так ценились мастера, которые могли научить не только обращению с мечом, но и умению достичь психологического преимущества.

В конце XIII века Сигэнобу Хаясидзаки, второй сын Ясутоки Ходзё, основал свою школу кэндо — Симмэймусорю, или Мусо-рю. На занятиях самым главным считалось обучение технике мгновенного вытаскивания меча из ножен. Самураям рекомендовалось носить оба меча с левой стороны, заткнув их за пояс лезвиями вверх. При таком способе ношения меч можно было мгновенно вытащить и нанести удар сопернику одним движением. Эта школа, точнее, способ быстрого вытаскивания меча из ножен позже привел к возникновению особого упражнения’—Иаи. Одним из выдающихся учеников Хаясидзаки был Хисаясу Катаяма, который основал школу Хоки, усовершенствовавшую технику Мусо-рю.

В период Муромати (1338—1568 годы) самым сильным мастером кэндо прослыл Кагэхиса Иттосай Ито. Никто не мог победить его, и он вошел в историю как гений японского фехтования. Этот мастер считал, что наилучшей является техника одного меча, имеющая бесчисленное количество вариаций. Себя он назвал Иттосай (человек с одним мечом). Им была организована школа одного меча — Итто-рю, которая процветала с XVII века и сохранилась до нашего времени. Приверженцами школы Итто-рю были такие выдающиеся полководцы, как Ода Нобунага, Току-гава Хидэтада, Токугава Иэмицу и другие. И современное кэндо находится под сильным влиянием этой школы.

Великие мастера кэндо, достигнув очень преклонного возраста, обыкновенно покидали привычные места и селились далеко в горах, где остаток своей жизни проводили в раздумьях, написании трактатов или в изобретении новой техники владения мечом. Так, например, Аису Ико (1452— 1538), ведя жизнь отшельника, вдохновился и создал новую технику. Вернувшись, он основал школу Аису-кагэ. Еще одной очень представительной школой являлась школа Тэнсин Сэйдэн Синто, основанная Иисаса Тёисай, который даже потом, став монахом, продолжал свои занятия. Он считается, как и Кагэхиса, гением кэндо.

Множество историй написано о Цукахара Бокудэн (1490—1572). Мальчиком он изучал кэндо под руководством своего отца — синтоистского священника. С годами мастер достиг такого совершенства, что из 37 поединков не проиграл ни одного. Когда пришла старость, он поселился вдали от людей в горах, где размышлял и продолжал тренироваться. Многие молодые самураи искали Цукахара, чтобы просить его стать их учителем, но тщетно. Умер он своей смертью в возрасте 83 лет.

Нет ни одного японца, который бы не знал, кто такой Миямото Мусасино — самый популярный и любимый герой из истории средневековой Японии. Миямото родился в 1584 году в семье учителя кэндо, который и преподал ему первые уроки фехтования. Вскоре он уже не имел себе равных, а его смелая техника восхищала современников. Ему удалось отомстить за смерть своего отца, который был убит неким Сасаки Гангрю, создавшим свою собственную школу кэндо, чья техника копировала полет ласточки. Из 60 поединков (а их было ровно столько в его жизни) Му-сасино не проиграл ни одного. Многие высококлассные кэндоисты искали с ним встречи, чтобы проверить свое мастерство в соревновании с обновленной техникой Му-сасино. Сам Миямото постоянно искал совершенства и всю жизнь тренировался так же усердно, как новичок, нисколько не заботясь о своей славе. Помимо славы лучшего фехтовальщика страны за ним закрепилась слава талантливого каллиграфа и художника. Он написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), которая и сейчас является отличным пособием по психологическому тренингу. Специальная техника, изобретенная мастером для короткого и длинного мечей, позже получила название школы Нитэни-ти-рю. Длинный меч нужно было держать в правой руке, а короткий — в левой. При атаке двумя мечами сначала следует удар длинным, а потом короткий рубящий либо колющий удар коротким мечом. Подобная техника до смерти Миямото так и осталась непревзойденной, и он умер в 1645 году непобежденным, естественной смертью. Про Миямото написано множество книг, история его подвигов неоднократно ложилась в основу киносценариев. Его жизнь до сих пор является примером для многих японских мальчишек.

Не менее важную роль в истории кэндо сыграл мастер Нобунава. Он произвел целую революцию в истории японского искусства владения мечом тем, что изобрел бамбуковый меч (синай), чем полностью изменил систему тренировок. Правда, синай, изобретенный им, в значительной степени еще был далек от современного, состоящего из четырех пластин бамбука. Нобунава поступал следующим образом: ствол бамбука он расщеплял на 16—32 пластины и зашивал его в кожаный чехол. По весу меч был приблизительно равен настоящему оружию воина, что привносило в тренировки элемент реальности. Это было великое изобретение, так как до этого на тренировках использовались настоящие или тяжелые деревянные мечи, что нередко приводило к увечьям кэндоистов. К тому же было невозможно полностью сконцентрироваться на ударе, так как всегда была опасность нанесения ранения. Все прочие школы кэндо (а их было в то время около 200) критиковали это нововведение, и многие ученики покинули Нобунава, который славится еще и тем, что разъяснял, в чем состоит задача кэндоиста: в непричинении боли и ранений, а также в несовершении бессмысленных убийств.

До периода Токугава (1600—1868 годы), как уже говорилось, в Японии шли междоусобные войны, и единственной целью кэндо того времени было поражение противника. Техника также была довольно примитивной, и основной упор делался на грубую физическую силу. Более того, воины, проводившие всю свою жизнь в походах, даже с некоторым презрением относились к тем, кто с деревянным мечом в свободное время отрабатывал приемы фехтования.