Техника японского эстампа

В XVIII в. искусство стало олицетворением свободы, нашедшей свое отражение в гравюре, которая дожила до наших дней в старинных деревянных домах Токио.

 

Здесь мало что изменилось и два века спустя: те же мастерские, те же художественные приемы — все, чем славились предки. Здесь копируют сюжеты Хиросигэ или Хокусай либо вырезают «доски» по рисункам современных художников.

Японской гравюре предшествовало искусство деревянной скульптуры. Композиция, созданная художником, в точности вырезалась на доске вишневого дерева, с которого делали оттиски.

В дереве должны были сочетаться, с одной стороны, необходимая сопротивляемость неоднократному погружению резца и, с другой, достаточная податливость, позволяющая наносить на его поверхность тончайшие, как волос, штрихи.

Итак, исходный рисунок наносится на доску и «отдается в жертву» скрупулезному резцу мастера с большим опытом. От его виртуозного мастерства и чутья зависела не только реализация замысла — именно этим отличается гравюра от рисунка или живописи, — но и будущее самого оттиска. Вся прелесть в том, что каждая последующая копия с того же клише будет так же неповторима, как и предыдущая.

Сколько красок — столько «досок»

С одной доски на бумагу переносят по крайней мере один цвет. Чтобы получить интенсивный и яркий черный или его оттенки, а также оттенки синего, зеленого или желтого, требуется неоднократное наложения бумаги на клише. Метка, нанесенная резцом, или прямой угол рамки (кэнто) — единственные ориентиры, которые в дальнейшем позволят печатнику точно и в строгой последовательности наложить лист бумаги на каждую доску с уже нанесенной на ней соответствующей краской. Чтобы линии на оттиске были четкими, а цвет прилегал к другому цвету без «накатов» или зазоров, на стадии печати тоже нужны твердая рука и наметанный глаз. Лист бумаги накладывается лицевой стороной на уже окрашенную поверхность, краска впитывается в бумагу после приглаживания ее диском (барэн) в футляре из бамбукового листа. Это выверенное движение иногда запечатлевается на обратной стороне листа, а на лицевой стороне может отпечататься текстура самого дерева.

Бумага из сердцевины тутового дерева

Бумага для ксилографии изготовляется из «сердцевины» шелковицы. Сырье измельчают, растирают в древесную пыль, которую скрепляют растительным клеем.

Такая обработка придает бумаге необходимые свойства: мягкость, чтобы влага хорошо впитывалась в нее, и плотность, чтобы тушь на ней не расплывалась. Осязание фактуры бумаги и звук при ее поглаживании иногда позволяют определить подлинность гравюры и время ее появления.

Со временем бумага стареет, теряет изначальную плотность. Что касается форматов гравюр, то их немного и зависит это от разных причин: не только от возможностей древесной текстуры или творческих задач художников, но и от пожеланий коллекционеров и покупателей, На готовой гравюре есть подпись ее автора (полностью или инициалы), знак издателя и виза «цензора». На книгах не указаны имена резчика гравюры или ее печатника, хотя эти мастера принимали участие в издании (в составе художественной мастерской). Не указываются тираж или номера гравюр в альбоме.

Обычно натуральные свойства дерева позволяют сделать с одной доски не более трехсот цветных оттисков хорошего качества: это и есть «один тираж». Бывает и так, что по заказу общественной организации эта цифра сводится к десяти гравюрам, а то и к одной.

Нелли Дёлэ