Образец меча Гэнсуй (маршала и адмирала флота) 1918 г.

Уставной Гэнсуй-то был узаконен декретом императора Тайсё в августе 1918 г.

 

Почетное звание Гэнсуй (фельдмаршал и адмирал флота) было введено в мае 1898 г. Его присваивали очень редко и только выдающимся полным адмиралам или генералам, назначенным в Высший военный совет — Гэнсуйфу. Этот представительный орган, состоявший при императоре, имел консультативные полномочия по военным вопросам. У членов совета не было специальной униформы и знаков отличий. Каждый из них сохранял прежний пост, и его текущие командные обязанности оставались без изменений. 


Однако по крайней мере с 1918 г. назначение в Высший военный совет сопровождалось вручением Гэнсуй-кисё (значок Гэнсуй) и Гэнсуй-то (меч Гэнсуй). Меч преподносил лично император, скорее всего одновременно с вручением, и Гэнсуй-кисё — нагрудного знака, который полагалось носить справа, прикрепляя к парадному мундиру. Он представляет собой овальный значок, выполненный из золота, серебра и полихромных эмалей. На нем изображены два скрещенных красно-белых флага с эмблемой восходящего солнца. Древки флагов связаны синей лентой. Над флагами три листа павлонии с соцветием фиолетовых цветочков. Композицию увенчивает отлитое из золота рельефное изображение розетки хризантемы (кику). На оборотной стороне выгравировано «Мэйдзи сан дзю ити (но) гогацу сэйтэй», т.е. «утвержден в мае 31 -го года Мэйдзи (1898 г.)».

Уставной Гэнсуй-то был узаконен декретом императора Тайсё в августе 1918 г. В основу проекта был положен традиционный тип меча кэнуки-гата-тати, в частности, образец, принадлежавший Фудзивара Хидэсато, который подавил восстание провозгласившего себя императором Тайра Ма-сакадо. Его меч до сих пор хранится в Исэ и считается «Важным культурным достоянием».

Металлические ножны (сая) и рукоять (цука) сделаны из темного, иссиня-черного сплава ро-гин и снабжены богато украшенным золотым (или из позолоченной латуни?) прибором, включающим боковые полосы. По обеим сторонам сая и цука идет ряд довольно широко отстоящих друг от друга рельефных золотых накладок в форме дзюроку-кику. На рукояти с обеих сторон имеются узкие декоративные полосы, резко расширяющиеся на концах. От этих украшений, имеющих форму кэнуки — традиционных щипчиков для выдергивания волос, — и пошло историческое названиеданноготипа меча — кэнукига-та-тати. К сожалению, детали орнаментированной цубы (гарды) не видны. Темляк соответствует традиционному классическому типу цую-но-о и состоит из золотых шнуров, проходящих сквозь набалдашник (кабуто-ганэ) и заканчивающихся на концах золотыми наконечниками. Сая (ножны) имеют кути-ганэ (устье), сибабики (скрепляющая кайма), исидзукэ (оковка) и две аси (обоймицы). В последние вставлены кольца для пасовых ремешков, что отличает оправу от старых тати

Считается, что для Гэнсуй-то каждый клинок изготавливался специально способом традиционной ручной ковки ведущим кузнецом своего времени. Образец, принадлежавший маршалу Хата, имеет клинок редкого типа когарасу-дзукури (форма «Малого ворона»). У другого и последнего из описанных к настоящему времени экземпляров клинок той же формы, поэтому не исключено, что она была предписана для Гэнсуй-то. 

Долы (желобки) обрываются, немного не доходя до хабаки (воротник на основании клинка), сделанного из золота и украшенного рельефной инкрустацией в виде дзюроку-кику. Известно, что в 1935-1945 гг. по крайней мере один мастер периода Сева, Котани Ясунори, занимался изготовлением этих клинков, когда был инструктором школы кузнецов при храме Ясукуни. К сожалению, не удалось выяснить, имеются ли на хвостовике дарственная надпись или имя получателя меча, хотя имя мастера (и дата?), по всей вероятности, присутствует. Вся гарнитура меча предположительно также ручной работы, но мотивы декора, техника его исполнения и имена создателей неизвестны. 

Меч носили на специальной портупее с пряжкой. Среди самых прославленных владельцев Гэнсуй-то следует в первую очередь назвать адмирала флота Того Хэйхатиро, одержавшего победу над русской флотилией в морском сражении при Цусиме в 1905 г. Возможно, он вообще был один из первых, кто был удостоен чести иметь этот меч. В июне 1943 г. членом Высшего военного совета стал маршал Тэраути Хисаити. Известно, что клинок для его Гэнсуй-то был выкован Ясунори. 30 ноября 1945 г. Тэраути, занимавший к тому моменту должность главнокомандующего южной армией, сдал лорду Маунтбеттену два меча. 

Один из них — очень похожий на Гэнсуй-то -образец кэнукигата-тати, но с серебряным прибором и клинком, датированным 1292 г.. Принято считать, что это — фамильная ценность Тэра-ути. По всей вероятности, он так и не сдал свой Гэнсуй-то, поскольку последний ассоциировался с императором, и его приблизительное местонахождение неизвестно. 

18 апреля 1943 г. был убит в бою главнокомандующий объединенным флотом адмирал Ямамото Исороку. На его похоронной процессии морской офицер нес его Гэнсуй-то, хотя ранг адмирала флота ему был присвоен посмертно. По-видимому, самому Ямамото никогда не доводилось видеть этот образец. Тем не менее на многократно опубликованном портрете адмирала в парадной форме он изображен с Гэнсуй-то. Однако это свидетельствует лишь о том, что столь популярный впоследствии портрет был написан после его смерги. 

Гэнсуй-то маршала Хата Сюнроку представлен с обнаженным клинком в экспозиции японского музея. В экспликации к нему говорится, что к 1944 г., т.е. к моменту назначения Хата членом Высшего военного совета, звание Гэнсуй было присвоено только 17 военачальникам. Таким образом, возможно, было изготовлено всего около дюжины мечей типа Гэнсуй-то, поскольку, хотя звание Гэнсуй и существовало с 1898 г., официальный образец меча не был утвержден до 1918 г. Среди всех предписанных образцов японских армейских мечей Гэнсуй-то нужно рассматривать как величайшую редкость. Крайне велика вероятность, что за пределами Японии нет ни одного экземпляра.