Период Хэйан

Период Хэйан ( яп .奈良时代, — Хэйан дзидай ) — эпоха в истории Японии ( 794 — 1185 ). Началась с установления столицы государства в городе Хэйан (совр. город Киото ) и закончилась установлением сегуната в городе Камакура.

 

Особенностями периода Хэйан является уменьшение роли императора в политической жизни страны, узурпация власти аристократической семьей Фудзивара, появление эзотерических сект буддизма и формирования нового социального положения — самураев.

Правления Фудзивара

В 8 веке борьба за контроль над центральным правительством между аристократией и буддистскими монахами обострилась. Роль монаршего дома постепенно приходила в упадок. В связи с этим, стремясь избавиться от влияния буддистов столичного района Нара, Император Камму в 794 году перенес столицу страны в город Хэйан — «столице мира и спокойствия», которое со временем стала называться Киото. История началась с основания этого города и закончилась образованием первого сегуната, этот период именуют периодом Хэйан ( 794 — 1185 ).

С новой столицы Император начал реформы, направленные на обновление «правового государства» и подавления аристократического произвола в регионах. Было установлено жестокий надзор центром за соблюдением «Закона о выдаче земельных наделов» в провинциях. Крестьяне были освобождены от военной службы, а вместо них защиту провинциальной администрации должна была выполнять местная знать, которая формировали отряды самураев. Кроме этого были санкционированы серии военных походов против местного населения юга Кюсю и севера Хонсю, с целью расширить границы японского государства.

Появление самураев и института Инсэй

В период Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней угрозы для центрального правительства, Япония не имела регулярной армии. Однако в целом уровень безопасности в стране, особенно в отдаленных регионах, был невысок. В целях защиты своих земель от нападения грабителей, местная знать начала формировать вооруженные отряды — самураи. Лидером таких отрядов становились преимущественно столичные аристократы, которые находились с подчиненными воинами в отношениях господина и слуги. Самыми известными среди отрядов были те, которые выходили из родов Тайра и Минамото.

Новые течения буддизма

В период Хэйан в Японии получили распространение новые буддистские практики эзотерического буддизма. Среди них главными были секты Тэндай (天台, "Небесное возвышение") и Сингон (真言, "Истинное слово"). Первая была основана монахом Сайтё в 806 — 807 годах вместе со строительством ее центрального монастыря Энрякудзи на горе Хией вблизи столицы. Вторая секта возникла усилиями монаха Кукая в 816 году, который он возвел на горе Коя храмовый комплекс Конгобудзи. Оба учения были проекцией китайских и тибетских буддистских школ. Их распространению в Японии способствовали импреторы и правительственные аристократы.

Расположение центра секты Тэндай вблизи столицы превратило ее в буддийскую общину тогдашней Японии. Монастырь горы Хией был своеобразным интеллектуальным центром — "средневековым университетом" страны. Он также служил местом заключения непокорных служащих. Благодаря активным контактам с двором и правительством, монахи секты часто принимали непосредственное участие в принятии политических решений. В отличие от Тэндай, центр Сингон находилась слишком далеко от столицы. Однако популярность этого течения буддизма была завоевана в Японии подвижнической деятельностью ее монахов и учеников.

В конце эпохи Хэйан в связи с кризисом центральной власти, развалом экономики, постоянными междоусобицами и войнами, в японском обществе распространились эсхатологические верования. Это отразилось на двух главных сектах страны, вступившие в затяжной кризис. Большинство храмов Тэндай и Сингон превратились в общины, которые имели собственные частные владения, армии вооруженных монахов сохэй и своих людей среди аристократов и правительства. Эти общины все больше вмешивались в политику, и все меньше интересовались религиозно-философскими проблемами. Как следствие, с конца 12 — начала 13 века эти секты были раскретиковыны многими ведущими монахами того времени, которые основали новые "протестантские" школы буддизма, такие как Дзедо-сю и Нитирэн-сю.