Хасиба Хидэёси

Всех своих противников Хидэёси объявил изменниками и повел свои армии на даймё, отказавшихся его поддерживать.

 

Иэясу и Хидэёси оба знали: кто первый свергнет Мицухидэ, тот и займет место Нобунага. Иэясу с небольшим отрядом двинулся к Киото через опасные горные перевалы, где хозяйничали разбойники. Хидэёси в это время был занят затянувшейся осадой одного из замков весьма могущественного и враждебного даймё. Принадлежащий Мори замок Такамацу располагался в болотистой низменности. Хидэёси перегородил реку плотиной и направил ее воды к стенам осажденного замка, угрожая затопить его. Падение замка казалось неизбежным, когда пришло известие о смерти Нобунага. Хидэёси быстро обговорил условия сдачи с Мори Тэрумото, оказавшемся в безвыходном положении, и поспешил в Киото, не сомневаясь, что Иэясу тоже направляется туда. 


Прошло всего 13 дней после убийства Нобунага, когда Хидэёси сразился с Мицухидэ при Ямадзаки, где наголову разбил его, отомстив за смерть своего сюзерена. В глазах самураев это была справедливая кара за предательство, но Хидэёси рассматривал свою победу как возможность установить контроль над страной. Хидэёси объявил малолетнего внука Нобунага, Хидэнобу, законным наследником , а себя — его опекуном и возглавил военный совет, действовавший от имени ребенка. Создание военного совета было продуманным шагом. В совете Хидэёси смог подавить амбиции могущественных аристократов и отклонить претензии оставшихся без наследства сыновей Нобунага. Являясь главой совета, Хидэёси пользовался неограниченной свободой действий. 

Всех своих противников Хидэёси объявил изменниками и повел свои армии на даймё, отказавшихся его поддерживать. Такая политика служила определенным целям — захватывая чужие территории, Хидэёси действовал как бы от имени своего убитого господина. Создавая собственную иерархическую систему, он щедро награждал деньгами и землей преданных ему даймё и военначальников. За несколько месяцев Хидэёси сосредоточил в своих руках огромную власть и теперь уже действовал исключительно от своего имени. Хидэёси окончательно утвердил свое положение после сражения с Сибата Куцуиэ при Сидзугатакэ в 1593 r. Это была легкая победа, которая, однако, окончательно сделала его хозяином Японии. Хидэёси понимал, что необходимо постоянно подтверждать свои административные и полководческие способности. 

Ода Нобунага, среди прочего, оставил ему хорошо организованную армию, память о безжалостном отношении к врагам и хорошо налаженные контакты с европейцами. Несколько сыновей Нобунага были обращены в христианство, собирались крестить даже его внука и наследника. 

В решении военных задач Хидэёси всегда проявлял незаурядное мужество и творческий подход. Известен факт, когда при захвате вражеского замка он на глазах его защитников выстроил поблизости крупное укрепление, ставшее плацдармом для атаки. При этом Хидэёси не был потомственным самураем. Он родился в семье бедного дровосека в глухой деревушке под названием Накумара («Среднее селение»). По утверждению некоторых биографов, Хидэёси долгое время служил у даймё по имени Мацусита. Однажды Хидэёси был отправлен купить доспехи для Мацуситы. Хидэёси взял деньги, купил кирасу для себя, а затем записался на службу к Нобунага. Одно из предприятий Хидэёси сравнимо с земельной описью Англии, произведенной Вильгельмом Завоевателем. 

Начиная с 1583 г. по всем провинциям Японии проводилась опись сельскохозяйственных земель, позволявшая точно установить систему распределения национального дохода. Опись продолжалась до 1598 r. и стала одной из самых подробных в японском делопроизводстве. Были изготовлены три экземпляра кадастровой книги, дополненной подробными картами; по одному экземпляру получили император и Хидэёси, даймё провинций были розданы фрагменты третьего экземпляра, имеющие отношение к их владениям. С этого времени экономическое состояние провинций стало измеряться в коку: одной коку риса можно было прокормиться одному человеку в течение года. Чтобы иметь титул даймё, был необходим доход не менее 10 тыс. коку. Одним из богатейших был клан Маэда, владевший собственностью, стоившей более миллиона коку. Хидэёси показал, что является не только отличным воином, но и умелым администратором. 

В 1584 г. Токугава Иэясу снова появился на политической сцене, дав Хидэёси сражение при Нагакутэ. Их столкновение больше напоминало затянувшееся проти востояние — два войска в течение многих дней наблюдали друг за другом из-за полевых укреплений. Хидэёси готовился незаметно уйти, чтобы напасть на оставшуюся без защиты Иэясу его родную провинцию Микава. Иэясу ожидал подобного поворота дел и расположил свои войска таким образом, чтобы предотвратить отход Хидэёси. После сражения выяснилось, что Иэясу потерял 600 человек, а Хидэёси — 2,5 тыс. После этого их противостояние продолжилось. В результате Иэясу пришлось уступить и капитулировать перед Хидэёси. 

В 1585 г. император присвоил Хидэёси титул кампаку. На следующий год он был возведен в канцлеры и получил имя Тоётоми «Изобилие сокровищ»). Перестав называть себя Хасиба (это имя он принял , будучи на службе у Нобунага), Хидэёси навсегда забыл об этом периоде своей жизни. Низкорожденный асигару был отныне настоящим хозяином Японии. Хидэёси пытался убедить окружающих, что является потомком Фудзивара, и даже принял (с благословения императора) аристократический герб с украшением в виде павлонии. 

Тоётоми Хидэёси необходимо было подавить восстание на Кюсю, где могущественный клан Симадзу и христианский клан Арима отказались подчиниться центральной власти. Только Отомо Ёсимунэ, верный вассал кампаку, не давал им окончательно утвердиться на острове. По просьбе Ёсимунэ Хидэёси отправил ему на помощь военное подкрепление. Первое значительное поражение силы Симадзу потерпели в битве, весьма напоминающей битву при Нагасино. Один за другим их вассалы переходили на сторону Хидэёси. Это была длительная кампания, которая в конце концов увенчалась победой кампаку, проявившего милосердие и не уничтожившего весь этот клан, как поступил бы Нобунага. 

После покорения Симадзу в Японии оставалось всего лишь два клана, еще не признавшие верховенство Хидэёси — Ходзё из Одавара и Датэ из Муцу. В 1590 r. Иэясу от имени кампаку предпринял осаду Одавара, больше напоминавшую загородную прогулку, нежели военные действия, и взял эту крепость Ходзё. Датэ Масамунэ, будучи великим стратегом, также счел за благо покориться Хидэёси.