Киото

Бывшая столица Японии, современный Киото — крупный город, сумевший сохраните притягательную атмосферу старины.

 

Это один из самых красивых и интересных городов Страны восходящего солнца. Древние памятники и храмы Киото стоят бок о бок с современными зданиями. 3 Киото можно пpoвecти неделю, месяц, год и все время открывать для себя что-то новое.

В Киото Более 1600 Буддийских и 600 синтоистских храмов. Самые известные из них:

Золотой павильон Кинкаку-дзи — строгий элегантный трехэтажный павильон, два верхних этажа которого полностою покрыты золотом. Все этажи павильона выполнены в разных архитектурных стилях. Павильон отражается в озере, окруженном садом, и настолько прекрасен, что в 1950 году монах-фанатик, не выдержав такой красоты, сжег его (это легло в основу сюжета знаменитого романа Ю. Мисимы «Сожжение золотого храма). В 1955 году павильон был отстроен заново и по сей день восхищает верующих и туристов.

Сад камней храма Рёан-дзи — самый знаменитый в мире дзэн-Буддийский сад камней. Сидя на веранде дома настоятеля храма и созерцая этот удивительный сад, можно попытаться проникнуто в суть вещей и познать Истину. 3 саду 15 камней, расположенных таким образом, что с любой точки веранды видно лишь 14.

Киёмидзу-дэра — «Храм чистой воды» — самый популярный среди туристов Буддийский храм Киото. Храм известен своим Балконом над пропастью и горным источником с водой, якобы исцеляющей от всех болезней.

Святилище Фусими Инари — синтоистский храм, посвященный Инари, Богине риса. Ее посланники — лисы, поэтому В храме множество статуй этого животного. Фусими Имари больше Всего известен неисчислимым количеством Ворот тории, которые покрывают всe пространство троп горы Инарисан вокруг основных зданий храма, образуя своеобразный красный коридор.

Кроме храмов в Киото обязательно нужно посетить бывший императорский дворец с замечательным садом и Нидзё — бывший дворец сегуна, построенный так, чтобы продемонстрировать, что власть сегуна выше власти императора.

Если у Вас есть еще день или два В Киото, стоит съездить на окраину города, В Арасияма, с интересным дзэн-буддийским храмом Тенрюдзи, горой с мелкими храмами, с бамбуковыми рощами и чудесными пейзажами.

Вечером, среди старых улочек района Гиона, можно увидеть представительниц исчезающей профессии — настоящих японских гейш.

В Киото хорошо бы провести дней пять. Еще лучше — десять. Там есть и куда пойти, и на что посмотреть, и чем заняться. Но столько времени у нас не было, поэтому пришлось выбирать самое лучшее. После ночи на циновках кровать показалась чем-то чужеродным, непонятно зачем придуманным и занимающим кучу места. Крысы давно по полу не бегают, а люди зачем-то продолжают спать на кроватях. Нет, правда, я нашел одно неоспоримое преимущество у кровати  на кровать можно завалиться в любое время, с книжкой или без, футон все-таки более удобен, чтобы на нем спать.

Киото — большой, современный город, но ухитрившийся сохранить атмосферу легкости, красоты, уюта. Множество храмов, галерей, дорогие европейские магазины соседствуют с крохотными забегаловками на три столика. Кстати, Киото изначально был в списке городов-кандидатов на атомную бомбардировку, потом, к счастью, из политических соображений его вычеркнули. Даже страшно представить, что вся эта красота могла быть уничтожена практически мгновенно.

Золотой Павильон

С утра мы сразу поехали к Кинкакудзи (Kinkakuji) — Золотому Павильону. Сёгун Асикага Ёсимицу приобрел дом аристократа и превратил его в свое уединенное жилище, названное Золотым Павильоном (1397). Здесь сёгун провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Стены павильона по приказу сегуна Ёсимицу, обожавшего роскошь, были покрыты золотой фольгой, что и дало название этому сооружению. Но прелесть зданию придавала не особая гармония в соотношении всех элементов и не легкость конструкции, не изящное сочетание разных стилей, а идеальная художественная вписанность его в окружающий пейзаж. Сдвигающиеся стенные панели первого этажа позволяли хозяину и гостям любоваться небольшим рукотворным озером, подступающим прямо к стенам здания, и окружающим его парком. Озеро не случайно получило название Кёкоти (Озеро-зеркало).

Каждый из трех ярусов Золотого Павильона выполнен в своем стиле. Нижний ярус сделан пышным, в стиле, обычно используемом при постройке дворцов. Второй ярус более строгий, выдержан в самурайском духе. Верхний же ярус построен в строгих суровых традициях японского дзэн-буддизма. На первом этаже устраивали торжественные приемы, второй был предназначен для чаепития и музыкальных вечеров, а на третьем, состоящем из одной комнаты, располагалась молельня. Венчает крышу павильона позолоченный феникс.

Я, как, наверное, и все, когда-то зачитывался «Сожжением Золотого храма» Мисимы, о том, как молодой монах настолько проникся исключительной красотой Храма, что сжег его и пытался представить себе, какой же должна была быть такая красота. Это реальная история, монах действительно сжег Золотой Павильон дотла шестьдесят лет назад. С тех пор его восстановили, и красоту может прочувствовать каждый. К сожалению, слишком многие хотят этого, и туристов там немало. О том, чтобы спокойно сидеть, медитировать и наслаждаться видом, и речи нет, можно только смотреть и впитывать в себя картинку, чтобы потом, в спокойной обстановке, закрыть глаза и представлять… Внутри павильона священные реликвии Будды, но внутрь не пускают. У павильона очень много школьников. Вообще, к какой достопримечательности ни придешь, везде группы школьников в форме. В любое время. Непонятно, когда же они учатся. С историей Японии их явно знакомят хорошо и возят везде.

От Золотого Храма мы пошли в Рёан-дзи (Ryoanji), дзэн-буддийский храм с самым знаменитым в Киото садом камней. На длинном прямоугольнике из расчерченного белого гравия стоят, окруженные мхом, 15 камней. Что, по замыслу скульптора, олицетворяют собой камни в саду, не знает никто. Одни считают, что это великие горные вершины, поднимающиеся к небу, другие думают, что это острова в безбрежном океане, третьи видят в камнях, как тигрица с детенышами переплывает бурное море. Придумывать можно до бесконечности. Вдоль длинной стороны смотровая платформа, на которой можно сидеть и медитировать, с трех других сторон стены. Стоят камни так, что откуда ни посмотри, одновременно можно увидеть только 14. Что-бы увидеть сразу все пятнадцать камней, говорят, нужно достичь Просветления. (Кстати, а будет ли после этого потребность созерцать камни? Вроде никто этот вопрос еще не рассматривал.) Правда, вроде бы любопытные нашли одну точку, если встать с дальнего краю, да отойти на три метра назад, да выгнуть шею, то человек определенного роста (как раз моего), может увидеть все пятнадцать. Но чтобы отойти на три метра назад и увидеть весь сад, нужно убрать с платформы всех прочих туристов, так что проверить это не удалось, и пришлось смотреть на камни по очереди. Созерцать камни и медитировать на платформе, отключишись от галдящих рядом туристов, можно, кажется, весь день.

Замок Нидзё

Теперь нам нужно было попасть на другой конец города. Вообще, по Киото очень удобно передвигаться на автобусах. Но, если позволяет бюджет, я бы рекомендовал сэкономить время и воспользоваться такси. Поездка через весь город обойдется примерно в 1700 йен. Решив не заморачиваться с автобусами, мы прыгнули в такси и приехали в замок Нидзё (Nijo), где несколько веков жили сегуны династии Токугава во время посещений Киото. Несмотря на то, что император формально оставался главой страны, вся реальная власть была сосредоточена в руках сегуна. Нидзё был специально построен неподалеку от императорского дворца и сделан так, чтобы своей монументальностью, красотой и богатством он превосходил императорский дворец. Своим величием он должен был развеять всякие сомнения в незыблемости власти сегунов дома Токугава. Весь дворец отделан в классическом японском стиле: пол устлан татами, каждая комната имеет лишь три стены, вместо четвертой, которая должна отделять помещение от коридора легкие раздвижные двери. Интересная достопримечательность дворца, соловьиные полы. Чтобы никто не мог подкрасться незамеченным, доски пола благодаря хитроумным приспособлениям издают скрип, похожий на птичье пение.

Пространство между потолком и верхним косяком двери украшено богатыми резными орнаментами с павлинами, разными животными и растениями. Назойливый блеск золота смягчен временем и беловатыми сумерками, в которые превращает дневной свет белая японская бумага. Эта бумага натянута на деревянные раздвижные рамы, составляющие одну длинную стену коридора и одновременно внешнюю стену дворца. В жаркие летние дни можно широко раздвинуть эти двери, и тогда закрытое помещение превращается в веранду, с которой открывается вид на один из прекраснейших садов Японии — сад Ниномару.

Сад Ниномару

Сад Ниномару выдержан в классических традициях японского садового искусства. Он расположен вокруг большого пруда, по саду разбросаны камни, разные по очертанию, размеру, цвету. Искусство их расстановки считалось главным в работе художника сада, камни подбирались по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и предназначению. В центре пруда расположены три островка: Хораи-дзима (о. Вечного счастья), Цуру-дзима (о. Журавля), Камэ-дзима (о. Черепахи). Эти названия были выбраны отнюдь не случайно: согласно китайской, корейской и японской мифологии, журавль и черепаха являлись символами долголетия.

Посетители входят в замок через огромные, богато украшенные резьбой ворота, а затем следуют через анфиладу залов для аудиенций. Простых людей пускали лишь в первый зал, но даже он невероятно богато украшен росписью и резьбой, подчеркивая власть и богатство сегуна. Остальные залы предназначались для людей, занимающих более высокое положение. Украшение этих залов гораздо скромнее, но при этом сразу же становится ясно, что средств в них вложено намного больше. В идеально спланированных садах не было деревьев: сёгун не хотел видеть падающие листья, напоминающие ему о неотвратимости его смерти. После реставрации Мэйдзи остатки замка символа самурайской силы и гордости были отданы под резиденцию правительства префектуры. При этом многие ценности были утрачены. К счастью, даже того, что сохранилось, вполне достаточно, чтобы получить яркие впечатления.

После падения господства дома Токугава замок Нидзё был передан императорской семье и переименован во дворец Нидзё. В 1939 году он был подарен г. Киото, и ему вернули его первоначальное название — замок Нидзё, а в 1940 году открыли для широкой публики. По иронии судьбы в 1867 году последний из сегунов Токугава отрекся от власти в присутствии императора Мэйд-зи именно в замке Нидзё.

Храм Ииёмидзу-дэра

Следующей нашей остановкой был один из крупнейших храмов Ииёмидзу-дэра (Kiyomi-zudera) — «Храм чистой воды». На подходах к храму на улицах все чаще стали попадаться молодые ребята и девушки в парадной одежде, то есть в кимоно, шлепанцах и белых носочках. Как им удается сохранить носочки такими белоснежными при хождении по улице, пожалуй, величайшая загадка Японии. Судя по тому, что остальные японцы с энтузиазмом их фотографировали, это все-таки не совсем повседневное зрелище. Когда два года назад объявили конкурс на новые семь чудес света, Киёмидзу-дэра дошел до финала и лишь чуть-чуть уступил остальным. Храм огромный. Даже, точнее говоря, это не один храм, а целый комплекс, с множеством мелких храмов, святилищ и интересных закоулков. Если каждый из других крупных храмов принадлежит какой-либо секте, то Киёмидзу-дэра — храм для всех. Паломники уже более 1000 лет поднимаются по склонам холма, чтобы поклониться богине Каннон и пригубить воды из священного ручья.

В одном из святилищ похоронен бодхисаттва Дзуйгу (Zuigu), исполняющий любые желания. Для этого нужно пройти в абсолютной темноте через туннель под храмом с множеством поворотов, дойти до камня в виде санскритской буквы, повернуть его и … всё. Желание сбудется. Другое святилище — Дзисю-дзиндзя (Jishu Shrine) посвящено ками (духу) любви и брака, этакая японская версия Купидона. Оно стоит уже 400 лет, и все это время ищущие любви приходят сюда. Перед святилищем в землю врыты «предсказатели любви» два камня на расстоянии 10 метров друг от друга. Если с закрытыми глазами пройти прямо от одного камня до другого и не отклониться, то любовные мечты станут явью.

В японском языке есть выражение, аналогичное русскому «сжечь мосты». Означает оно примерно «спрыгнуть с балкона». С реального балкона, балкона храма Киёмидзу-дэра. И многие прыгали. Не для того, чтобы свести счеты с жизнью, а всего лишь как средство попросить о чем-то высшие силы. 33 метра вниз. Зафиксировано около 300 таких прыжков. Написано, что 85% остались живы. Сейчас прыгать запрещено, так что лучше не пытайтесь.

Гион — квартал «чайных домиков»

Еще, если немного постоять в очереди и заплатить очередные $5-6, то можно выпить воды из реки, якобы излечивающей от всех болезней. Вечером у туристов в Киото главное развлечение — охота на гейш. Гион — квартал, где находятся «чайные домики», в которых гейши развлекают богатых клиентов, днем не слишком интересен, магазины да рестораны.

Вечером квартал преображается, на темных улочках зажигают разноцветные фонари, на дверях ресторанов подсвечивается меню на японском, за дверьми эксклюзивных чайных что-то происходит. Просто так зайти в такое место и заказать гейшу нельзя, не пустят. Только с кем-нибудь из завсегдатаев или по большой рекомендации. Даже если и попасть каким-то чудом внутрь, пара часов с гейшей обойдется в тысячу долларов. Можно, в принципе, заказать «ужин с гейшей» через агентство, но это не по-настоящему, это туристский вариант. Да и смысла в этом большого нет. Вся идея гейши — это недостижимое, абсолютное совершенство в облике, в разговоре, в музыке, в танце, даже в открывании двери. Турист, тем более не-японец, не сумеет этого оценить. Поэтому туристы, японцы не меньше чем европейцы, ждут вечером на улицах Гиона с фотоаппаратами наперевес, и как только гейша выходит из какой-нибудь двери, начинают лихорадочно щелкать, как настоящие папарацци. Гейши привыкли, идут быстрым шагом и не обращают внимания.

В том же Гионе находится единственная школа гейш. Молодых девочек (15 лет) строго отбирает специальная комиссия, проверяя не только внешние данные и способности, но и целеустремленность труд гейши очень нелегкий, свободного времени у них мало, и не так уж много они зарабатывают. Раньше гейшей могла стать только уроженка Ки ото, но в последние десятилетия количество гейш сильно сократилось, и в школу стали брать и японок из других городов. Один из предметов в школе обучение киотскому диалекту, на котором обязана разговаривать гейша. В 70-е годы в Киото было зарегистрировано 17 000 гейш, сегодня меньше тысячи. Еще одна ветвь японской культурь медленно отмирает.

Есть в Гионе интересное развлечение для женщин загримироваться и нарядиться в костюм майко (ученицы гейши). Костюм майко отличается от костюма гейши длинными рукавами, свисающим сзади длинным поясом. Сделать это можно в компании Aya. Цены начинаются от $65. Еще почти за $100 можно пойти погулять по кварталу и понаслаждаться вниманием туристов. Я думал, что такое интересно только европейцам, оказалось, нет приехать в Киото и нарядиться гейшей одно из любимых развлечений японок, все, кроме нас, были японками, так что предприимчивая фирма не простаивает. На следующий день, позавтракав в отеле традиционным японским завтраком мисо-суп, рисовые колобки с разными приправами и соленья мы направились к Тропе философов.

Начинается тропа от Серебряного павильона. Называется так он, только чтобы отличаться от Золотого, серебра там нет. Некоторые «ценители» считают Золотой павильон аляповатым, им больше нравится Серебряный павильон. Мы решили сравнить сами и с утра пораньше туда направились. Были очень разочарованы — весь первый этаж был в строительных лесах. Пока реставрацию не закончат, идти к Серебряному павильону не стоит, можно сразу направляться по Тропе Философов. Тропа Философов — это узкая, длинная тропинка вдоль ручья, где когда то бродили задумчивые монахи, размышляя о познании жизни. Вдоль тропы — небольшие часовни с интересными скульптурами обезьян, мышей, лис и прочих духов в виде животных.

Так, размышляя о прекрасном и вечном, мы добрались до большого храма Нандзэн-дзи (Nanzenji) — это один из главных киотских храмов дзэн-буддизма, с грандиозными воротами, с красивейшей росписью в павильонах, и, конечно, с традиционными дзэн-буддийскими садами камней. Пока мы благоговейно пытались впитать в себя все это, раздался удар в колокол и чье-то пение. Где-то начиналась служба. Мы пошли на звук и довольно быстро нашли павильон с открытым окном, где пели монахи. В этот раз пение отличалось от того, что мы слышали в Коясане пел, если не профессиональный певец, то явно монах с талантом. Звук то поднимался, то падал, то опять взлетал. Слов, конечно, понятно не было, звучало это как отдельные слоги «зэ-дзэ-вэ-дзэ», но слова были и не нужны…

Еда в Киото

К вечеру нам захотелось мяса. Ресторанов, специализирующихся на мясе, в Киото очень много, хотелось найти с мясом по вкуснее, с интерьером поэкзотичнее, и с ценами пониже. Такой ресторан в Киото есть. Рекомендую: ресторан Мисима-тэй (Mishima Tei), на пересечении Sanjo и Teramachi Covered Arcades. Кстати, путеводитель Lonely Planet тоже советует его посетить. Долго плутали по закоулкам и наконец пришли. Туристов в ресторане не оказалось, по крайней мере, европейских, но подождать минут двадцать пришлось. Нам раз пятнадцать поклонились, извинились за задержку, провели в отдельную комнату и усадили возле жаровни. Готовить еду нам предстояло самим. Официантка в кимоно принесла очень тонко нарезанное мясо, и продемонстрировала, как это делается. Очень просто берешь ломтик, макаешь в соус, кладешь на жаровню, когда поджарится окунаешь в сырое яйцо и ешь. Жевать не обязательно достаточно слегка прижать языком, и мясо само тает во рту. Вкусно неимоверно. И так же поступаешь со всякими овощами, запивая все это хорошим сакэ.